Специальные школы решают общие с общеобразовательными школами задачи обучения, воспитания, развития обучающихся, а также задачи коррекции и компенсации нарушенных функций, с созданием специальных условий обучения, к которым относятся:
1) пролонгированные сроки обучения на уровнях начального (0-4 классы) и основного среднего образования (5-10 классы);
2) специальные методы, приемы и средства обучения;
3) технические и компенсаторные средства;
4) среда жизнедеятельности;
5) специально подготовленные учителя;
6) психолого-педагогическая помощь (логопедов, специальных педагогов (сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов), психологов, социальных педагогов, инструкторы индивидуальных и групповых занятий, направленных на активное движение);
7) специальные предметы учебного плана, обеспечивающие компенсацию недостатков развития, формирование социальных, коммуникативных навыков;
8) медицинские, социальные.
КГУ «Специальная школа-интернат №8»УО ВКО осуществляет учебно-воспитательный процесс по следующим направлениям, способствующим развитию детей, улучшению их качества жизни и интеграции в общество:
1. Социализация и адаптация
Цель: Помочь детям научиться вести повседневную жизнь, развивать навыки общения, работы в группе, выполнения простых бытовых задач.
Методы:
Обучение навыкам самообслуживания (приготовление пищи, уборка, стирка).
Проведение групповых занятий, направленных на развитие эмоционального интеллекта (управление эмоциями, сотрудничество).
Организация выходов в общественные места для адаптации к внешней среде.
2. Трудовое обучение и профессиональная подготовка
Цель: Подготовить детей к трудовой деятельности, развить навыки, которые могут быть полезны в будущем.
Методы:
Организация мастерских (ручной труд, искусство, ремесла).
Обучение простым профессиям (столяр, швея, слесарь, озеленитель).
Сотрудничество с местными предприятиями для прохождения детьми производственных практик.
3. Специальное образование и интеграция в общество
Цель: Содействовать социальной интеграции детей с нарушением интеллекта в колледжи области и общество в целом.
Методы:
Организация совместных занятий с детьми с сохранным интеллектом для развития взаимодействия.
Обучение школьников социальным и коммуникативным навыкам через дополнительное образование.
Консультации для родителей, чтобы они могли поддерживать своих детей в обучении и социальной адаптации.
4. Развитие психоэмоционального здоровья
Цель: Поддержка психологического здоровья детей, обучение эмоциональной грамотности и уверенности в себе.
Методы:
Индивидуальные и групповые психотерапевтические занятия с психологами.
Арт-терапия, музыкотерапия, театральные постановки для снятия стресса и развития творческих способностей.
Программы релаксации и медитации для снижения тревожности и развития внутреннего спокойствия.
5. Развитие моторных навыков и физического здоровья
Цель: Улучшение координации, физической активности и общего здоровья детей.
Методы:
Регулярные занятия физической культурой, адаптированными для детей с ограниченными возможностями.
Организация спортивных мероприятий, акцент на участие, а не на конкуренцию.
Обучение здоровым привычкам, таким как правильное питание, физическая активность и личная гигиена.
6. Использование технологий для обучения
Цель: Использование современных технологий для адаптации образовательного процесса под потребности детей с нарушением интеллекта.
Методы:
Применение специальных образовательных программ с использованием мультимедийных средств.
Разработка и использование специальных приложений и программ для развития памяти, внимания и других когнитивных навыков.
Обучение детей основам работы с компьютерами и планшетами для создания условий для их дальнейшей социальной и профессиональной интеграции.
7. Культурно-образовательные и досуговые программы
Цель: Развитие интереса к культуре, искусству и хобби.
Методы:
Организация экскурсий в музеи, театры, выставки.
Занятия творчеством (рисование, музыка, танцы, театр).
Проведение тематических праздников, участие в местных культурных мероприятиях.
8. Образовательная программа для родителей и специалистов
Цель: Повышение уровня осведомленности и вовлеченности родителей, педагогов и социальных работников.
Методы:
Проведение семинаров, тренингов и круглых столов для родителей по вопросам воспитания детей с нарушением интеллекта.
Обучение специалистов методам работы с детьми с особыми потребностями.
Сетевые и онлайн-курсы для обмена опытом с другими образовательными учреждениями.
Эти направления помогают создать комплексную и многогранную образовательную среду, в которой дети с нарушением интеллекта смогут не только обучаться, но и развиваться, адаптироваться к жизни в обществе, готовясь к полноценному участию в жизни страны.